Символдрама в коучинге и в организационном консультировании

Коучинг - (от анг. «coach» - тренер, наставник, репетитор) - целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.

Коучинг помогает повысить производительность и эффективность труда.

Коучинг отличается от психотерапии тем, что ориентирован на выполнение заказа, он имеет чёткие цели и ограничен во времени.

Основные цели проведения коучинга:

  1. Конкретное решение конкретной проблемы и преодоление кризисов, например:
    • напряжённые отношения между сотрудниками в отдельных подразделениях или между подразделениями (интерперсональный менеджмент конфликтов);
    • помощь при переструктурировании организации (слияние, укрепление, новое структурарование с целью более рациональной организации или более чёткого ограничения функций и ответственности);
    • стресс-менеджмент (выявление противоречивых и нерешаемых задач).
  2. Профилактика синдрома выгорания (Burn-out-Prophylaxe) и нахождение оптимального соотношения между работой и личной жизнью (Work-Life-Balance).
  3. Развитие сотрудников и повышение квалификации
    • консультирование по карьерному росту;
    • расширение компетентности в плане менеджмента и трудовых навыков.

Компоненты эффективного коучинга:

  1. Отношение взаимопомощи позволяет снять напряжение, успокоиться и способствуют социальному научению.
  2. Психодинамическое понимание конфликтов (соперничество, зависть, страх успеха, сложные процессы групповой динамики) делают возможным изменить собственное поведение.
  3. Анализ и улучшение поведения на работе благодаря освоению новых конкретных навыков и стилей поведения.
  4. Систематическое изменение дисфункциональных моделей взаимодействия (интерактивных стереотипов).

Процесс Коучинга начинается с предварительной беседы (знакомство друг с другом, представление проблемы и имеющихся методик) и заключения контракта (формулирование целей работы и формальных правил).